Вернуться к обычному виду
Версия для людей с ограниченными возможностями
Интернет-приемная Муниципальные услуги Информация для застройщика Личности в истории города Муниципальные целевые программы
Информация для жителей и гостей города
Бюджет для граждан
Моногород
Местные инициативы
В помощь бизнесу
Ваше мнение?
Муниципальные награды
Экологический мониторинг
Экологический мониторинг
Скажи наркотикам - нет!
Виртуальная экскурсия по Кирово-Чепецку
Статистика посещаемости сайта

Информация о новой системе обращения с отходами

12.01.2018

Министерство охраны окружающей среды Кировской области информирует об основных положениях законодательства по переходу на новую систему обращения с отходами.


С 2016 года в сфере обращения с отходами произошли существенные изменения.


Федеральным законом от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации расширены и уточнены полномочия субъектов Российской Федерации по регулированию сферы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Вводится новая система обращения с ТКО, институт регионального оператора, в обязанности которого входит оказание новой коммунальной услуги по обращению с ТКО и новые подходы к тарифному регулированию в данной сфере.


 

Полномочия:


С 1 января 2016 года субъекты Российской Федерации реализуют отдельные полномочия в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО:


- разработка территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, реализация региональных программ (Министерство охраны окружающей среды Кировской области);


- утверждение инвестиционных программ операторов (Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области, далее – МинЖКХ), а также Единых тарифов региональных операторов (Региональная служба по тарифам, далее - РСТ);


- установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (МинЖКХ);


- утверждение порядка сбора ТКО, в том числе раздельного сбора (МинЖКХ);


- утверждение правил деятельности регионального оператора и осуществление контроля за деятельностью регионального оператора (МинЖКХ);


- с участием органов местного самоуправления организация деятельности в сфере обращения с ТКО (МинЖКХ).


 

Этапы перехода на новую систему:


Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена этапность перехода на новую систему обращения с ТКО. Переходный период (до 01.01.2019), позволит субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор).


При этом субъектам Российской Федерации необходимо:


- в течение 2017 года - завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления ТКО с учетом четырех сезонов, утверждению региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – региональная программа), корректировке территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – территориальная схема), подготовке документации об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – соглашение);


- не позднее 1 мая 2018 года – определить регионального оператора и заключить с ним соглашение. Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора. На территории Кировской области конкурсный отбор регионального оператора организует и проводит МинЖКХ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».


- до 1 июля 2018 года - обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в РСТ. Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.


- не позднее 1 января 2019 года - обеспечить наступление обязанности собственников ТКО по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.


 

Особенности оказания услуги по обращению с ТКО (в дальнейшем коммунальной услуги):


До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.


Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.


Одновременно следует обратить внимание, что согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с:


- Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»;


- региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;


- территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.


Согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.


 

Зона деятельности регионального оператора:


На территории Кировской области будет действовать один региональный оператор. При этом региональный оператор вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО (при наличии лицензий на сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности), так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющих соответствующие лицензии.


В соответствии с пунктом 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01.01.2018.


 

Реализация Территориальной схемы:


Распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.


С 2014 года статьей 12 Закона № 89-ФЗ введен запрет на размещение (захоронение) отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО). На сегодня, в регионе 22 объекта (полигона) внесены в ГРОРО и соответствую требованиям законодательства.


На сегодня дефицит мощностей полигонов составляет 70%. При создании объекта для размещения отходов областного центра, нехватка мощностей полигонов составит 22%. Единственный выход из создавшейся ситуации - необходимость межмуниципального использования полигонов, перераспределение потоков, ранее размещаемых  на свалках, исключительно на полигоны, внесенные в ГРОРО.


Начиная с 2018 года, тарифы на размещение ТКО будут устанавливаться только на объекты, внесенные в ГРОРО, и только тем организациям, которые имеют соответствующую лицензию.


Согласно пункту 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.


Обратите внимание, что с 01.01.2018 вводится запрет на захоронение отдельных видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты. Перечень указанных видов отходов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017             № 1589-р.


В 2012 году в Кировской области проведена инвентаризация объектов размещения коммунальных отходов. На основании полученных результатов в соответствии с принятым органом местного самоуправления решением Правительством Кировской области принято распоряжение 28.12.2013 № 431 «Об утверждении перечня свалок твёрдых бытовых отходов, подлежащих рекультивации, и перечня свалок бытовых отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации» (далее  – распоряжение).


В настоящее время необходимо выстраивать работу по исполнению положений распоряжения. В первую очередь необходимо разработать четкий график вывода из эксплуатации свалок (путем их закрытия) и одновременного создания системы сбора коммунальных отходов в населенных пунктах, привязанных к закрываемым свалкам. В дальнейшем закрытые объекты должны быть ликвидированы или рекультивированы.


При этом потоки отходов направляются на объекты, внесенные в ГРОРО.


 

Обустройство контейнерных площадок:


Следует обратить внимание на необходимость обустройства и последующего содержания контейнерных площадок (мест накопления ТКО). Состав общедомового имущества определен статьей 36 Жилищного Кодекса РФ. Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.


Работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") включают:


- организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;


- организацию сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.


Согласно пункту 13 Правил обращения с ТКО бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.


Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных дома, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.



Возврат к списку

Архив